Направления

Можно выделить целый ряд направлений социализации детей. Каждому направлению соответствуют проблемы, имеющиеся у детдомовцев, и основные задачи наших тренингов, предназначенных для решения этих проблем.

Каждое направление социализации может быть реализовано в одном или нескольких циклах тренингов. Например, направление нравственного развития реализуется в таких циклах тренингов, как Школа доброты и Киноклуб.

И, наоборот, в каждом цикле тренингов может быть представлено одно или несколько направлений социализации. Например, в Киноклубе реализованы такие направления социализации, как нравственное развитие, эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры, психологическая поддержка, расширение кругозора.

В программе «Ветер перемен» выделены следующие направления социализации (по некоторым из них несколько тренингов уже разработано, по другим – тренинги разработать еще предстоит). 

 1.       Нравственное развитие

 

Проблемная ситуация

 

  • Эгоизм, неспособность ценить своих сверстников, нежелание обращать внимание на их чувства.
  • Склонность к агрессии, воровству и иным формам асоциального поведения.
  • Негативное влияние, которое оказывает на нравственное развитие детей их опыт жизни в неблагополучных семьях.

 

Основные задачи

 

  • Формирование у детей-сирот таких качеств, как гуманность, доброжелательность, справедливость.
  • Развитие толерантности и способности к пониманию чувств других людей.
  • Усвоение детьми-сиротами общепринятых моральных норм и правил этикета.

 2.       Профориентация

 

Проблемная ситуация

 

  • Низкая мотивация у детей-сирот к труду в связи с потребительским отношением к окружающему миру и с нахождением на гособеспечении.
  • Низкая мотивация к становлению в качестве профессионала в связи с неочевидностью преимуществ квалифицированного труда (перед глазами у детей-сирот пример образованных воспитателей и учителей, получающих низкую зарплату).
  • Недостаточная информированность о профессиях и принципах выбора профессии.
  • Крайне ограниченные возможности в выборе профессии (часто дети-сироты поставлены перед фактом учиться и затем работать по определенной специальности, независимо от того, насколько она им подходит).
  • Трудности с поиском работы выпускниками детских учреждений в связи с тем, что они не владеют технологией поиска работы (в том числе не умеют использовать с этой целью интернет-ресурсы).

 

Основные задачи

 

  • Формирование мотивации к труду, становлению в качестве профессионала и управлению своей карьерой.
  • Информирование о профессиях.
  • Профориентационное тестирование.
  • Обучение технологии трудоустройства (поиск работы, формирование резюме, прохождение собеседования и др.).

 3.       Психологическая поддержка

 

Проблемная ситуация

 

  • Психологические проблемы детей-сирот, в том числе душевные травмы в связи с пережитыми трудными ситуациями, уныние, пассивная жизненная позиция, неверие в свои силы.
  • Трудное психологическое состояние детей в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

 

Основные задачи

 

  • Формирование у детей-сирот конструктивного представления о самих себе и своих возможностях.
  • Формирование оптимистичного представления о своей жизни и будущем.
  • Гармонизация внутреннего мира ребенка, помощь в преодолении психологических проблем.

 4.       Формирование коммуникативной культуры

 

Проблемная ситуация

 

  • Склонность детей-сирот к грубому общению.
  • Отсутствие навыков эффективного общения.
  • Разобщенность в детском коллективе.

 

Основные задачи

 

  • Развитие культуры общения.
  • Формирование навыков эффективного общения.
  • Развитие способности к командной работе.
  • Сплочение коллектива детей-сирот в детском учреждении.

 5.       Формирование бытовых навыков

 

Проблемная ситуация

 

  • Отсутствие достаточного опыта жизни в квартире.
  • Нехватка бытовых навыков в связи с нахождением на гособеспечении в ситуации, когда целый ряд бытовых проблем решается за детей персоналом детских учреждений.

 

Основные задачи

 

  • Формирование бытовых навыков: планирование семейного бюджета, приготовление еды, уход за собой и др.

 6.       Расширение кругозора

 

Проблемная ситуация

 

  • Узость кругозора, отсутствие элементарных знаний об окружающем мире и обществе.
  • Нахождение на замкнутой территории детского учреждения, непонимание, как жить вне этого учреждения.

 

Основные задачи

 

  • Передача в увлекательной форме важных знаний об окружающем мире и обществе, особенно тех знаний, которые дети обычно получают в семьях, а не в школе.

 7.       Компьютерная грамотность

 

Проблемная ситуация

 

  • Недостаточные навыки владения компьютером.

 

Основные задачи

 

  • Базовая компьютерная подготовка (Windows, MS Office, Интернет, навыки набора текста).

 8.       Эстетическое воспитание

 

Проблемная ситуация

 

  • Примитивность интересов.
  • Непонимание ценности достижений культуры.
  • Отсутствие интереса к искусству.
  • Нехватка креативности.

 

Основные задачи

 

  • Формирование эстетического вкуса.
  • Знакомство с шедеврами искусства.
  • Развитие интереса к искусству и культурным достижениям человечества.
  • Развитие творческих способностей, творческого подхода к решению проблем.

9.       Социальное и юридическое просвещение

 

Проблемная ситуация

 

  • Незнание своих прав и возможностей в сфере социализации.
  • Отсутствие опыта взаимодействия с социальными институтами за пределами детского учреждения.

 

Основные задачи

 

  • Обеспечение базовой юридической грамотности.
  • Информирование о правах сирот и их возможностях в сфере социализации.

10.   Культура взаимоотношений в семье

 

Проблемная ситуация

 

  • Отсутствие опыта, либо недостаточный опыт, либо негативный опыт жизни в семье.
  • Непонимание принципов построения и сохранения семьи.

 

Основные задачи

 

  • Формирование представлений о жизни в семье, о создании и сохранении семьи.
  • Формирование представлений о нормальных детско-родительских отношениях.
  • Формирование представлений о нормальных супружеских отношениях.

 11.   Здоровый образ жизни

 

Проблемная ситуация

 

  • Непонимание ценности здоровья и важности сохранения здоровья.
  • Незнание принципов сохранения и укрепления здоровья.
  • Наличие вредных привычек.
  • Представление о положительном значении вредных привычек, мода на них.

 

Основные задачи

 

  • Формирование представлений о важности здорового образа жизни и о ценности здоровья.
  • Информирование о принципах здорового образа жизни.
  • Мероприятия, направленные на избавление и предотвращение формирования вредных привычек.
Помощь детям

Часто задаваемые вопросы

Почему был создан проект «Ветер перемен»?

Дети, живущие в детских домах, не получают те знания и навыки, которые обычно дети получают в семьях. Им необходима социализация, чтобы вырасти полноценными членами общества.

В чем уникальность проекта?

Впервые в России создается комплексная программа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем реализуется она на волонтерских началах. Это полная подготовка детей к будущей самостоятельной жизни.

Чему волонтеры могут научить детдомовцев?

Спектр знаний и навыков, которые мы можем передать детям, очень широк: нравственные ориентиры, принципы здоровья, бытовые навыки, знания о профессиях и трудоустройстве, умение эффективно общаться и многое другое.