Направления
Можно выделить целый ряд направлений социализации детей. Каждому направлению соответствуют проблемы, имеющиеся у детдомовцев, и основные задачи наших тренингов, предназначенных для решения этих проблем.
Каждое направление социализации может быть реализовано в одном или нескольких циклах тренингов. Например, направление нравственного развития реализуется в таких циклах тренингов, как Школа доброты и Киноклуб.
И, наоборот, в каждом цикле тренингов может быть представлено одно или несколько направлений социализации. Например, в Киноклубе реализованы такие направления социализации, как нравственное развитие, эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры, психологическая поддержка, расширение кругозора.
В программе «Ветер перемен» выделены следующие направления социализации (по некоторым из них несколько тренингов уже разработано, по другим – тренинги разработать еще предстоит).
1. Нравственное развитие
Проблемная ситуация
- Эгоизм, неспособность ценить своих сверстников, нежелание обращать внимание на их чувства.
- Склонность к агрессии, воровству и иным формам асоциального поведения.
- Негативное влияние, которое оказывает на нравственное развитие детей их опыт жизни в неблагополучных семьях.
Основные задачи
- Формирование у детей-сирот таких качеств, как гуманность, доброжелательность, справедливость.
- Развитие толерантности и способности к пониманию чувств других людей.
- Усвоение детьми-сиротами общепринятых моральных норм и правил этикета.
2. Профориентация
Проблемная ситуация
- Низкая мотивация у детей-сирот к труду в связи с потребительским отношением к окружающему миру и с нахождением на гособеспечении.
- Низкая мотивация к становлению в качестве профессионала в связи с неочевидностью преимуществ квалифицированного труда (перед глазами у детей-сирот пример образованных воспитателей и учителей, получающих низкую зарплату).
- Недостаточная информированность о профессиях и принципах выбора профессии.
- Крайне ограниченные возможности в выборе профессии (часто дети-сироты поставлены перед фактом учиться и затем работать по определенной специальности, независимо от того, насколько она им подходит).
- Трудности с поиском работы выпускниками детских учреждений в связи с тем, что они не владеют технологией поиска работы (в том числе не умеют использовать с этой целью интернет-ресурсы).
Основные задачи
- Формирование мотивации к труду, становлению в качестве профессионала и управлению своей карьерой.
- Информирование о профессиях.
- Профориентационное тестирование.
- Обучение технологии трудоустройства (поиск работы, формирование резюме, прохождение собеседования и др.).
3. Психологическая поддержка
Проблемная ситуация
- Психологические проблемы детей-сирот, в том числе душевные травмы в связи с пережитыми трудными ситуациями, уныние, пассивная жизненная позиция, неверие в свои силы.
- Трудное психологическое состояние детей в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Основные задачи
- Формирование у детей-сирот конструктивного представления о самих себе и своих возможностях.
- Формирование оптимистичного представления о своей жизни и будущем.
- Гармонизация внутреннего мира ребенка, помощь в преодолении психологических проблем.
4. Формирование коммуникативной культуры
Проблемная ситуация
- Склонность детей-сирот к грубому общению.
- Отсутствие навыков эффективного общения.
- Разобщенность в детском коллективе.
Основные задачи
- Развитие культуры общения.
- Формирование навыков эффективного общения.
- Развитие способности к командной работе.
- Сплочение коллектива детей-сирот в детском учреждении.
5. Формирование бытовых навыков
Проблемная ситуация
- Отсутствие достаточного опыта жизни в квартире.
- Нехватка бытовых навыков в связи с нахождением на гособеспечении в ситуации, когда целый ряд бытовых проблем решается за детей персоналом детских учреждений.
Основные задачи
- Формирование бытовых навыков: планирование семейного бюджета, приготовление еды, уход за собой и др.
6. Расширение кругозора
Проблемная ситуация
- Узость кругозора, отсутствие элементарных знаний об окружающем мире и обществе.
- Нахождение на замкнутой территории детского учреждения, непонимание, как жить вне этого учреждения.
Основные задачи
- Передача в увлекательной форме важных знаний об окружающем мире и обществе, особенно тех знаний, которые дети обычно получают в семьях, а не в школе.
7. Компьютерная грамотность
Проблемная ситуация
- Недостаточные навыки владения компьютером.
Основные задачи
- Базовая компьютерная подготовка (Windows, MS Office, Интернет, навыки набора текста).
8. Эстетическое воспитание
Проблемная ситуация
- Примитивность интересов.
- Непонимание ценности достижений культуры.
- Отсутствие интереса к искусству.
- Нехватка креативности.
Основные задачи
- Формирование эстетического вкуса.
- Знакомство с шедеврами искусства.
- Развитие интереса к искусству и культурным достижениям человечества.
- Развитие творческих способностей, творческого подхода к решению проблем.
9. Социальное и юридическое просвещение
Проблемная ситуация
- Незнание своих прав и возможностей в сфере социализации.
- Отсутствие опыта взаимодействия с социальными институтами за пределами детского учреждения.
Основные задачи
- Обеспечение базовой юридической грамотности.
- Информирование о правах сирот и их возможностях в сфере социализации.
10. Культура взаимоотношений в семье
Проблемная ситуация
- Отсутствие опыта, либо недостаточный опыт, либо негативный опыт жизни в семье.
- Непонимание принципов построения и сохранения семьи.
Основные задачи
- Формирование представлений о жизни в семье, о создании и сохранении семьи.
- Формирование представлений о нормальных детско-родительских отношениях.
- Формирование представлений о нормальных супружеских отношениях.
11. Здоровый образ жизни
Проблемная ситуация
- Непонимание ценности здоровья и важности сохранения здоровья.
- Незнание принципов сохранения и укрепления здоровья.
- Наличие вредных привычек.
- Представление о положительном значении вредных привычек, мода на них.
Основные задачи
- Формирование представлений о важности здорового образа жизни и о ценности здоровья.
- Информирование о принципах здорового образа жизни.
- Мероприятия, направленные на избавление и предотвращение формирования вредных привычек.